Preview

Арктика XXI век

Расширенный поиск
№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПРАВО

5-16 163
Аннотация

В статье отмечено, что в современных условиях вовлечение в полноценную производственную деятельность огромных пространств Арктики с ее природными богатствами является одной из стратегических задач государства. Под вовлечением Арктического региона в производственную деятельность следует понимать разработку месторождений сырьевых ресурсов, развитие транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры, развитие научно-исследовательской деятельности, обеспечение благоприятной экологической обстановки, обеспечение безопасности национальных границ. С данной поставленной задачей связаны освоение и развитие Северного морского пути. Отмечено, что наличие особых рисков в акватории Северного морского пути повышает вероятность аварийных ситуаций, результатом которых может стать причинение разного рода ущерба (вреда). С учетом данного фактора для перемещения по Северному морскому пути введены особые нормы регулирования. Большое значение для защиты интересов третьих лиц при перемещении судна по Северному морскому пути имеет страхование ответственности его владельцев за причинение ущерба (вреда), которое имеет в данном случае обязательный характер. Доказано, что значительную роль для функционирования Северного морского пути играет также имущественное страхование судна и грузов. Выделены основные проблемы данного вида страхования и пути их решения.

ЭКОНОМИКА

17-40 75
Аннотация

Статья представляет общие и частные механизмы стратегирования в условиях многофакторной реальности, когда г. Якутск является центром распределения интеллектуального капитала для районов республики, также для Северо-Восточного региона. Якутск является столицей Якутии, также город выступает центром для Северо-Восточного региона страны, который вполне способен обеспечить трудовыми ресурсами не только саму республику, но и готовить специалистов для других субъектов. Предлагается cоздать методологический совет при городской власти с учетом интересов населения, бизнеса и общественности, балансирующей силой при котором будет выступать городская власть. Рассмотрены данные официальной статистики по Республике Саха (Якутия), на анализе которых произведены расчеты и рассмотрены основные треки стратегирования комплекса мер. Стратегически значимой задачей города/региона/страны и хозяйствующих субъектов является воспроизводство трудового потенциала, обеспечивающегося за счет демографических, экономических и социальных направлений развития территории. На основе социальноэкономических и технологических показателей необходимо создавать условия для принятия стратегических возможностей населению. Цель данной работы заключается в обозначении стратегических приоритетов формирования и развития трудового потенциала в г. Якутске и механизма стратегирования организационно-управленческой системы муниципального образования. 

41-60 56
Аннотация

Снабжение территорий Севера и Арктики нефтепродуктами и продовольствием является важной составляющей сохранения их полноценного функционирования и жизнеобеспечения и имеет стратегическое значение для экономики РС (Я). Учитывая высокие транспортные расходы и сложную логистику, деятельность компаний, занимающихся доставкой продукции в рамках северного завоза, сопряжена с большими трудностями и финансовыми затратами, их риски многократно возрастают. Целью данного исследования является определение факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на финансовое положение и устойчивость АО «Саханефтегазсбыт», которое занимается доставкой нефтепродуктов и топлива на север республики. Основными методами исследования в данном случае выбраны экономический и финансовый анализ. Результаты проведенного исследования показали, что в силу особенностей своей хозяйственной деятельности, обусловливающей большую продолжительность объема продаж оборотных средств, АО «Саханефтегазсбыт» неизбежно вынуждено привлекать заемный капитал в значительных объемах. Из-за этого снижается финансовая устойчивость компании и возникают риски неплатежеспособности. Ситуация усугубляется ростом ключевой ставки и соответствующим повышением стоимости коммерческих кредитов. Если финансовое положение компании ухудшится, безусловно, ей будет оказана государственная поддержка, достаточная для выхода из кризисной ситуации, однако, расширение возможностей кредитования организаций, занимающихся северным завозом, на льготных условиях позволило бы вообще избежать такой необходимости. 

61-68 52
Аннотация

Научная статья исследует развитие геокультурного туризма в арктических районах Республики Саха (Якутия), анализируя современное состояние этой сферы, ее потенциал и специфику. Особое внимание уделено причинам возрастающей популярности геокультурного туризма на территории российского севера, а также перспективам и возможностям его дальнейшего развития в Якутии. Работа будет полезна специалистам в сфере туризма, регионального развития и территориальных исследований. Развитие геокультурного туризма рассматривается как важный стратегический инструмент для привлечения туристов и укрепления позиций туристической индустрии Якутии. Несмотря на суровые климатические условия, регион обладает уникальными природными ресурсами и богатым культурным наследием, что открывает значительные возможности для развития геокультурного туризма. 

69-84 66
Аннотация

В статье рассмотрены основные показатели миграции в восьми северных регионах ресурсного типа (СРРТ): Магаданской области, Ненецком автономном округе, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе. Субъекты сравниваются по таким показателям, как численность населения, количество прибывших и выбывших, миграционный прирост, состав мигрантов по возрасту и уровню образования. Также сравнивается миграция из стран СНГ и зарубежных стран. Сравнительный анализ миграционных процессов в СРРТ показал, что ХантыМансийский автономный округ-Югра является наиболее привлекательным регионом для мигрантов, хотя сравним по климату и уровню доходов с другими субъектами. Обозначены следующие основные направления социально-экономического развития СРРТ для привлечения и закрепления мигрантов на севере: дальнейшее развитие добычи полезных ископаемых с учетом трансформации производства в новых условиях хозяйствования; привлечение инвестиций в отрасли, создающие новые рабочие места на севере (транспорт, сельское хозяйство, образование и предпринимательство). Кроме доходов, мигрантов, включая высококвалифицированные кадры, привлекает развитая инфраструктура, уровень и качество жизни населения региона.

85-93 61
Аннотация

Одним из глобальных трендов современного мира в развитии социально-экономической отрасли стало формирование креативных индустрий. А креативные индустрии – это ядро креативной экономики, которая основана на капитализации интеллектуальной собственности во всех сферах деятельности. Это способствует формированию спроса на создание добавленной стоимости в продуктах и услугах, расширению рынков сбыта и созданию новых рабочих мест. В этом контексте поддержка креативных индустрий переходит пределы традиционной отраслевой политики и формирует новую парадигму для развития регионов. Республика Саха (Якутия) активно участвует в формировании своей креативной экономики, внедряя стратегические инициативы, такие как поддержка местных творческих индустрий, развитие инфраструктуры для креативных предпринимателей и продвижение культурного наследия региона. Одним из основных шагов стало принятие Правительством РС (Я) распоряжения «Об утверждении Концепции развития креативной экономики до 2025 года» в 2019 г., что указывает на целенаправленное движение в этом направлении. В 2024 г. Указ «О развитии креативной экономики в Республике Саха (Якутия)» стал первым стратегическим документом, ориентированным на региональную специфику, что подчеркивает значимость креативных индустрий для устойчивого развития региона. Таким образом, Якутия демонстрирует пример интеграции креативных индустрий в экономическую структуру, что может служить моделью для других регионов.

94-109 41
Аннотация

Успешное выполнение арктическими районами Республики Саха (Якутия) ресурсной, транспортной, климатической, военной функций в рамках реализации государственной политики и организация крупномасштабных стратегических проектов требуют наличия человеческих ресурсов. К основным характеристикам населения арктических районов Якутии можно отнести высокую степень урбанизации при низкой плотности населения, высокую долю женщин, а также высокий уровень миграции. Демографические процессы, происходящие в арктических районах, неоднородны между территориями, это связано прежде всего с их пространственным развитием и ресурсным потенциалом. Основу исследования составляют демографические процессы, происходящие на территории Приленской группы районов, относящихся к Арктической зоне Якутии. В рамках статьи рассматривается влияние природно-ресурсного и экономического потенциала на социально-демографическую ситуацию данной группы районов. Выявлены ключевые демографические тенденции, такие как снижение рождаемости, увеличение смертности, изменение структуры населения по полу и возрасту и другие факторы, влияющие на демографическую ситуацию. Проведенный анализ средней заработной платы подтвердил тенденцию сокращения ее территориальных различий, при этом заработная плата без учета региональных выплат в большинстве арктических районов становится значительно ниже среднереспубликанского уровня. Подчеркивается, что от обеспеченности арктических территорий трудовыми ресурсами зависит эффективность социально-экономического развития муниципальных районов. По результатам исследования делается вывод, что для сохранения численности населения арктических районов Якутии необходима комплексная и системная государственная поддержка.

ПОЛИТОЛОГИЯ

110-121 488
Аннотация

В данной статье исследованы основные направления сотрудничества России и Китайской Народной Республики в Арктическом регионе. В новых геополитических условиях, санкциях, ухудшения отношений с западными странами, Россия переориентировала внешнюю политику со странами Азии и Глобального Юга. Для поддержания стабильности и развития экономики необходимо решить внутренние задачи развития регионов. Наиболее важными с точки зрения социально-экономических и геополитических факторов являются такие макросубъекты, как Дальний Восток и Арктика. Были созданы отдельные институты управления – Министерство Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Принимаются нормативно-правовые акты, касающиеся развития данных регионов. Реализуются крупнейшие инвестиционные проекты, в которые вкладывают средства зарубежные инвесторы, в том числе китайские. В последние годы Китай ведет активную внешнюю политику в арктическом регионе. Растет заинтересованность в освоении Северного морского пути и Северо-Западного пути. Китай является с 2013 г. страной-наблюдателем в Арктическом совете, у него есть свои интересы в правовом определении морских вод Арктики. Наращивается научное взаимодействие с арктическими странами в области изучения изменения климата и наблюдения за северным сиянием. В последние годы Россия и Китай усиливают межгосударственное взаимодействие в различных сферах. Наиболее результативным направлением на сегодня выглядит взаимодействие в энергетической сфере, например, проект ЯМАЛ СПГ. Перспективными выглядят направления в вопросе строительства атомных ледоколов и совместном развитии Северного морского пути. Также ожидается вклад Китая в инвестиционные проекты на Дальнем Востоке, среди которых стоит выделить территории опережающего развития. Для Республики Саха (Якутия) наиболее важным является строительство Ленского моста, который должен соединить транспортные пути на Дальнем Востоке, Восточной Азии и в Артике. 

122-133 121
Аннотация

В статье представлено исследование второй арктической стратегии Республики Корея, а также проведен сравнительный анализ первой (2013– 2017) и второй (2018–2022) стратегий. В последние годы вырос интерес многих государств к Арктике, который обусловлен ресурсным богатством региона и изменением климата, позволившим развивать транспортный потенциал Северного морского пути. Среди неарктических стран, наращивающих свое присутствие в регионе, одним из важных игроков является Республика Корея. Целью работы являлось изучение второй арктической стратегии и трансформации арктической политики Республики Корея с 2018 г. Исследование охватывает ключевые аспекты и приоритеты второй арктической стратегии, а также проводит сравнение с предыдущей стратегией для выявления изменений и новых тенденций в арктической политике Республики Корея. Особое внимание уделяется таким важным направлениям, как научные исследования, экономическое сотрудничество, развитие инфраструктуры и логистики, а также международное взаимодействие Республики Корея в Арктическом регионе. Анализ второй арктической стратегии позволяет понять эволюцию арктической политики Республики Корея и ее роли как неарктического государства в освоении и развитии Арктики.

134-143 73
Аннотация

Специфика ситуации в Республике Саха (Якутия) порождает необходимость обновления межкультурной политики, которая может служить ответом на вызовы этнического разнообразия. Вопрос обсуждается в рамках культурной устойчивости развития Арктики. Рассматривается потенциал межкультурной коммуникации для повышения устойчивости в условиях изменений в Арктическом регионе. Решение данной проблемы укажет на ключевую роль, которую неформальная межкультурная коммуникация должна играть в условиях гражданского общества в воспитании и интеграции граждан, проживающих в интернациональной среде. Тема статьи соответствует приоритетному направлению исследований этно-социального и этно-культурного развития северных (арктических) территорий, а также в области сохранения и развития арктических культур в условиях глобализационных процессов. Реализация ключевых идей статьи важна для решения многих задач социально-культурного развития Республики Саха (Якутия), а именно образовательных, межэтнических, интеграционных и т. п., поскольку результатом исследования будет выявление путей и предпосылок для эффективной реализации неформальной межкультурной коммуникации, направленной на интеграцию мигрантов в общество и на углубление и расширение их межкультурного общения с коренными гражданами РС (Я).

144-163 74
Аннотация

Арктика привлекает все больше внимания как со стороны правительств государств, так и со стороны научных кругов. Некоторые из наиболее характерных особенностей региона в области охраны окружающей среды, безопасности и экономики претерпевают значительные изменения. Каждое арктическое государство справедливо вырабатывает свою стратегию взаимоотношений с соседями и другими заинтересованными лицами в этом регионе. Как менялись эти отношения во времени, в зависимости от состояния и развития международных отношений в мире, мы постараемся рассмотреть и проанализировать в данной работе. Особое внимание уделяется событиям, произошедшим в мире, в период до и после 2014 г. Именно в этот период времени недружественные государства продолжали нагнетать и усложнять международную обстановку и взаимоотношения с Российской Федерацией, используя при этом механизм санкций и другие сомнительные инструменты. Несмотря на сложности состояния мировой политики, территория Арктики должна оставаться открытой для сотрудничества, заинтересованных этим регионом государств. Мы уверены, что Арктика должна оставаться территорией мира и международного диалога, и очень надеемся, что в будущем международных отношений все так и будет складываться.  

164-176 46
Аннотация

В мировой и отечественной административной практике национальный район используется как одна из форм реализации государственной национальной политики по отношению к малочисленным народам. В настоящей статье авторы рассматривают основные концептуальные положения данной правовой формы, а также процесс ее становления в историческом и современном контексте. Достичь целевой установки позволяет комплексный подход. В частности, в статье широко используется системный подход для рассмотрения статуса национального района, его исторических и современных характеристик. На основе предшествующих исследований национальных районов, а также с привлечением материалов из политической жизни Республики Саха (Якутия) проведен анализ формирования статуса национального района. Предыдущий опыт продемонстрировал, что для поддержки малочисленных народов недостаточно формального декларирования новых административных единиц. Однако оно является первым шагом к общественному и социальноэкономическому развитию района. В связи с этим актуальным становится поддержка государства национальных административно-территориальных образований, основная цель которых заключается в сохранении исконной культуры и традиционного образа жизни коренного населения, памятников истории и культуры народов Севера, развитии присущих региону видов хозяйственной деятельности.

ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЮБИЛЕИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2310-5453 (Print)
ISSN 2587-5639 (Online)