СЕНСОРНЫЙ ОБРАЗ СЕВЕРА В «КОЛЫМСКИХ ТЕТРАДЯХ» В. ШАЛАМОВА
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.80.48.006
Аннотация
В статье рассматривается сенсорный образ Севера в сборнике стихотворений В. Шаламова «Колымские тетради». Актуальность обусловлена тем, что в свете развития синестетического подхода в литературе становится важным обращение к вербализации телесных ощущений и эмоций в художественных текстах. Современное литературоведение активно интересуется проблематикой введения сенсорики в структуру литературного произведения. Поэтика сенсорики как самостоятельная научная проблема выделилась относительно недавно, поэтому исследование сенсорной образности в лирике В. Шаламова отличается новизной и актуальностью. В статье дается представление о сенсорной поэтике «Колымских тетрадей», выявляются ее наиболее характерные свойства, связанные с образом Севера. Сборник связан с категориями сенсорики, благодаря которым происходит расширение смыслового пространства лирического текста, повышается информационная насыщенность его смысловых фрагментов. Художественный язык Шаламова отличает лаконичность, простота стиля, в «поэтическом дневнике» писателю удалось передать чувственные переживания, конструировать художественный образ северного пространства. В ходе имманентного анализа лирики писателя было выявлено, что В. Шаламов создает образ Севера с помощью пяти сенсорных систем (зрения, слуха и осязания, реже – слуха и обоняния), которые раскрывают отношение автора к трагическому опыту колымского заключения. Сенсорные системы работают на обогащение возможности интерпретации северного пространства и глубинного представления создаваемой автором реальности в лирическом произведении.
Об авторах
Анна Игоревна ОщепковаРоссия
Ощепкова Анна Игоревна – к. филол. н., доцент, зав. каф. русской литературы XX века и теории литературы
г. Якутск
Виктория Николаевна Слепцова
Россия
Слепцова Виктория Николаевна – магистрант группы М-ПФПД-22 филологического факультета
г. Якутск
Список литературы
1. Бойчук, А. С. Лингвистический анализ «Вкусовых» метафор русского языка / А. С. Бойчук // Известия Тульского государственного университета. – Серии: «Гуманитарные науки». – 2012. – № 2. – С. 372–379.
2. Гайворонская-Кантомирова, А. Н. Семантическое пространство категории «холод» в художественном творчестве Варлама Шаламова / А. Н. Гайворонская-Кантомирова // Lingua mobilis. – 2011. – № 6 (32). – С. 24-29.
3. Ганущак, Н. В. Творчество Варлама Шаламова как художественная система / Н. В. Ганущак. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197377681.pdf
4. Кротова, Д. В. В. Шаламов и Н. Гумилев: к вопросу о поэтической генеалогии автора «Колымских тетрадей» // Вестник Томского государственного университета. – Филология. – 2021. – № 70. – С. 273–284.
5. Ляпина, Л. Е. К исторической поэтике сенсорных характеристик / Л. Е. Ляпина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – № 3 (72). – С. 52–53.
6. Макевнина, И. А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика ; специальность 10.01.01. «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук (защищена 17.11.06) / Макевнина Ирина Анатольевна ; Волгоградский государственный педагогический университет. – Волгоград, 2006. – 257 с.
7. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст: Семантика и структура. – Москва, 1983. – С. 240–257.
8. Эстетический феномен Варлама Шаламова. – URL: https://shalamov.ru/research/13/ (дата обращения: 01.09.2022)
Рецензия
Для цитирования:
Ощепкова А.И., Слепцова В.Н. СЕНСОРНЫЙ ОБРАЗ СЕВЕРА В «КОЛЫМСКИХ ТЕТРАДЯХ» В. ШАЛАМОВА. Арктика XXI век. 2022;(3):102-113. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.80.48.006
For citation:
Oshchepkova A.I., Sleptsova V.N. SENSORY IMAGE OF THE NORTH IN THE «KOLYMA NOTEBOOKS» BY V. SHALAMOV. Arctic XXI Сentury. 2022;(3):102-113. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.80.48.006