Preview

Арктика XXI век

Расширенный поиск

О ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА)

Аннотация

Специфика ситуации в Республике Саха (Якутия) порождает необходимость обновления поликультурной образовательной политики с акцентом на взрослое население, которая может служить ответом на вызовы этнического разнообразия. Настоящая статья посвящена проблеме обучения поликультурной коммуникации в условиях гражданского общества в современных условиях сосуществования различных культур в гражданском обществе (в условиях арктического региона) с акцентом на подготовку межкультурно-компетентного и толерантного взрослого человека. Ключевой вопрос статьи: как развить такое поликультурное образование, которое, с одной стороны, направлено на интеграцию мигрантов в общество и, с другой стороны, эффективно воздействует на обучение межкультурной коммуникации коренного и пришлого взрослого населения. Вопрос обсуждается в рамках культурной устойчивости развития Арктики. Автором рассматривается потенциал образования для повышения устойчивости в условиях изменений в арктическом регионе. В статье сделан вывод о том, что неформальное обучение, или обучение в условиях гражданского общества, должно играть ключевую роль в воспитании и интеграции граждан, имеющих представление о нормах и принципах проживания в поликультурной среде. Одной из главных просветительских задач такого гражданского общества является повышение у граждан межэтнической и межкультурной компетенций, а также воспитание толерантного отношения к проявлениям разнообразия в обществе. В статье рассмотрены некоторые подходы к обучению неформальной поликультурной коммуникации.

Об авторе

Анжелина Анатольевна Корякина
Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
Россия


Список литературы

1. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян. - Москва : Педагогика, 2008.

2. Вершловский, С. Г. Общее образование взрослых : стимулы и мотивы [монография] / Семен Григорьевич Вершловский // Педагогика. Серия : Образование. Педагогические науки ОПН. - Москва, 1987. - 184 с.

3. Горшкова, В. В. Образование взрослых в контексте культуры : феноменологический аспект / В. В. Горшкова // Педагогика. - 2011. - №7. - С. 43-48. - ISSN 0869-561Х.

4. Дмитриев, Н. М. Экспортный потенциал российских вузов / Н. М. Дмитриев. - Москва : ЦСП, 2003.

5. Дробижева, Л. M. Россия : трансформирующееся общество / Л. М. Дробижева. - Москва : Издательство МГУ, 2006.

6. Дробижева, Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет / Л. М. Дробижева. - Москва : Новый хронограф, 2013. - 336 с. - ISBN 978-5-94881-211-3.

7. Заславская, Т. И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации / Т. И. Заславская. - Москва : Дело, 2004. - 400 с.

8. Лебедева, Н. М. Экспериментальная психология. Кросс-культурное исследование роли неформальных связей в формировании организационной лояльности / Н. М. Лебедева. - Москва : РАО, 2014.

9. Рязанцев, С. В. Миграционная подвижность экономически активного населения российской провинции в контексте формирования новой жизненной стратегии / С. В. Рязанцев. - Ставрополь : Парус, 2007.

10. Сысоев, П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - Москва, 2004. - № 4. - С. 14-20.

11. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. - Москва : Слово, 2000. - 146 с.

12. Тишков, В. А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий / В. А. Тишков. - Москва : Издательство МГУ, 2007.

13. Banks, J. A. Cultural diversity and education : Foundations, curriculum and teaching / J. A. Banks. - 4th ed. - Boston : Allyn and Bacon, 2001.

14. Banks, J. A., & Banks, C. A. M. (Eds.). Multicultural education : Issues and perspectives. - 4th ed. - Boston : Allyn and Bacon, 2001.

15. Bersch, G. T. Adventures in international adult education / G. T. Bersch // Adult Learning , 2005. - 16 (1). - P. 8-10.

16. Chang, W. A cross-cultural case study of a multinational training program in the United States and Taiwan / W. Chang // Adult Education Quarterly, 2004. - 54 (3). - 174-192 p.

17. Chen, G. M. Dialogue among diversity. International and Intercultural Communication Annual / G. M. Chen, W. J. Starosta. - Vol. 27. - Washington, D.C. : National Communication Association, 2004.

18. Ewert, D. M. Building intercultural understanding : The passenger in row 22 / D. M. Ewert // Adult Learning, 2000. - 11 (4). - 30 p.

19. Merriam, S. B. Learning in adulthood / S. B. Merriam, R. S. Caffarella, L. M. Baumgartner. - 3rd ed. - San Francisco, CA : Jossey-Bass, 2007.

20. Nieto, S. The light in their eyes : Creating multicultural learning communities / S. Nieto. - New York : Teachers College Press, 2010.

21. Phillimore, J. New migrants in the UK : education, training and employment / J. Phillimore, L. Goodson. - Stoke-on-Trent, England : Trentham Books, 2008.

22. Sleeter, C. E. Making choices for multicultural education : Five approaches to race, class, and gender / C. E. Sleeter, C. A. Grant. - New York : John Wiley & Sons, 2003.

23. Sparks, B. A sociocultural approach to planning programs for immigrant learners / B. Sparks // Adult Learning, 2002. - 13 (1). - P. 22-25.

24. Taylor, E. Making meaning of local nonformal education : Practitioner’s perspective / E. Taylor // Adult Education Quarterly, 2006. - 56 (4). - P. 291-307.

25. Vaynshtok, O. Facilitating learning and transition among the refugee population / O. Vaynshtok // Adult Learning, 2002. - 12/13 (4/1). - P. 26-28.

26. Vertovec, S. The Emergence of Super-Diversity in Britain. Centre on Migration / S. Vertovec // Policy and Society Working Paper No. 25. - Oxford : University of Oxford, 2006.

27. Zarifis, G. Bringing learning closer to home : the value and impact of the Lisbon strategy for strengthening the role of local learning centres and partnerships in south-eastern Europe / G. Zarifis // International Journal of Lifelong Education, 2008. - 27 (6). - P. 641-657.


Рецензия

Для цитирования:


Корякина А.А. О ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА). Арктика XXI век. 2021;(4):95-106.

For citation:


Koryakina A.A. ON MULTICULTURAL EDUCATION OF THE ADULT POPULATIONIN CIVIL SOCIETY (IN THE ARCTIC REGION). Arctic XXI Сentury. 2021;(4):95-106. (In Russ.)

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2310-5453 (Print)
ISSN 2587-5639 (Online)