«Вещь» и «символ»: атрибутика шаманского культа эвенов как сакральный текст культуры (по материалам научной экспедиции)
https://doi.org/10.25587/2310-5453-2025-2-48-66
Аннотация
В статье проводится семиотический анализ шаманских атрибутов и одежды эвенов, зафиксированных в ходе экспедиции 2024 года в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия). Основное внимание уделено детскому шаманскому комплекту (хамасак тэти куҥаҥи) и ритуальному головному убору (хамасак авун) из коллекции Березовских эвенов. Автор исследует символический язык и знаковые функции этих предметов, демонстрируя их роль как сакральных текстов культуры. Исследование выявляет, что вещный мир шаманского культа представляет собой сложную систему знаков и символов, отражающих архаичную картину мира. Особое внимание уделяется анализу терминологии, связанной с шаманскими практиками, которая аккумулирует глубинные сакральные смыслы. Символическое значение этих терминов соотносится с ключевыми концептами: «дух», «душа», «нить», «мысль», «предок», «покровитель», «тотем», «знак», «вместилище», «идол», «изображение» и др. Важным аспектом исследования является анализ материальной культуры шаманских атрибутов. Детский шаманский комплект, включающий кафтан, головной убор, бубен и колотушку, рассматривается как точная миниатюрная копия взрослого ритуального облачения. Головной убор с изображениями гагар (өкэҥэ) и антропоморфными элементами (бэйкэн) анализируется как сложный семиотический объект, воплощающий космологические представления эвенов. Особое значение в работе придается исследованию технологических особенностей изготовления шаманских атрибутов, включая использование сакральных материалов (олений волос, ровдуга) и особых техник орнаментации. Автор подчеркивает, что эти предметы выполняли различные функции: служили инструментами коммуникации с духами, воплощали модель Вселенной, выступали в качестве защитных оберегов и носителей традиционных знаний. Проведенный анализ вносит значительный вклад в изучение традиционной культуры эвенов, раскрывая глубинные пласты их мировоззрения и демонстрируя сложную систему символических кодов, заложенных в шаманских атрибутах.
Об авторе
Г. Н. ВаравинаРоссия
Варавина Галина Николаевна – кандидат исторических наук, научный сотрудник
Якутск
Scopus Author ID: 57204812010
Elibrary Author ID: 611413
Список литературы
1. Мазин А.И., Мазин И.А. Диахронная знаковая информация эвенков Приамурья и Юго-Восточной Якутии. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН. 2013.
2. Романова Е.Н., Добжанская О.Э. Антропология Холода: методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов Севера и Арктики). Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2019;35:255-263. DOI: 10.17223/22220836/35/23
3. Алексеева Е.К. Традиционный костюм эвенов как сакральный текст культуры. Манускрипт. Серия: Этнография, этнология и антропология. 2021;14(1):105-110. DOI: https://doi.org/10.30853/mns2300592
4. ПМА – полевые материалы автора: г. Среднеколымск Среднеколымского района (улус), Республика Саха (Якутия). 2024.
5. Роббек В.А., Роббек М.Е. Эвенско-русский словарь = Эвэды-нючиды төрэрук. Новосибирск: Наука. 2004 (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 6).
6. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
7. Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). Л.: Наука. 1969.
8. Алексеев А.А. Тунгусский шаманизм: опыт этнографического исследования. Якутск: Айар. 2024.
Рецензия
Для цитирования:
Варавина Г.Н. «Вещь» и «символ»: атрибутика шаманского культа эвенов как сакральный текст культуры (по материалам научной экспедиции). Арктика XXI век. 2025;(2):48-66. https://doi.org/10.25587/2310-5453-2025-2-48-66
For citation:
Varavina G.N. “Thing” and “symbol”: attributes of the shamanic cult of Evens as a sacred text of culture (based on materials from a scientific expedition). Arctic XXI Сentury. 2025;(2):48-66. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2310-5453-2025-2-48-66