Анализ цифровой и физической доступности общеобразовательных учреждений в труднодоступных и малонаселенных местностях на примере Республики Саха (Якутия)
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.10.63.004
Аннотация
Доступность качественного образования является основным фактором социально-экономического развития региона или страны. Развитие информационно-коммуникационных технологий влияет не только на образовательную сферу, но и на все отрасли, которые играют важную роль для повышения уровня и качества жизни населения. Цифровизация образования отвечает новым глобальным вызовам, создает и совершенствует существующие методики в образовательной системе и развивает электронные средства, используемые в процессе обучения. Малонаселенные и труднодоступные регионы в РФ характеризуются слабым уровнем развития транспортной системы и доступности к социально-экономическим услугам. Основные транспортные магистрали сосредоточены преимущественно в наиболее обжитых частях страны. В труднодоступных регионах практически не налажена транспортная связь и внутрирайонные коммуникации, что приводит к транспортной изолированности от районных центров. Республика Саха (Якутия) является самым крупным регионом России с общей площадью 3,1 млн. км2, где проживают 981 971 человек. Плотность населения в Республике Саха (Якутия) на 2021 год составляет 0,32 чел./км2. В центральных районах и в городах этот показатель составляет от 0,27 до 2,85 чел./км2., а в отдаленных районах от 0,01 до 0,15 чел./км2. Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2002 года N 47-З N 429-II «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия)» труднодоступными и отдаленными местностями признаются 185 населенных пункта и 163 производственных участка. Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.
Ключевые слова
Об авторе
Марина Артуровна СтепановаРоссия
Список литературы
1. Абдулвалиев, В. Ф. Труднодоступная местность как особое географическое условие, влияющее на расследование и рассмотрение уголовных дел / В. Ф. Абдулвалиев // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2018. - С. 138-145.
2. Власов, А. А. Адвокат в судопроизводстве: краткий учебный курс / А. А. Власов. Москва : Норма, 2017. - 304 с.
3. Гаврильева, Т. Н. Управление проектами по развитию социальной инфраструктуры в регионах со сложной транспортной доступностью (на примере Республики Саха (Якутия)) / Т. Н. Гаврильева // Материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры «Управление проектами и программами» РЭУ им. Г.В. Плеханова «Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании», 12-14 апреля 2018 г., г. Москва. - Москва : Издательство «РЭУ им. Г. В. Плеханова». - 2018. - С. 118-122.
4. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) : [сайт]. - Якутск. URL: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/(дата обращения: 01.04.2022 - 15.04.2022).
5. Найден, С. Н. Развитие социальной инфраструктуры в условиях Дальнего Востока / С. Н. Найден // Регионалистика. - 2015. - Т. 2. - № 3. - С. 6-17.
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) : [сайт]. - Якутск. - URL: https://sakha.gks.ru/(дата обращения: 05.03.2022-22.04.2022).
7. Томаска, А. Г. Республика Саха (Якутия): особенности территориальной и социальной мобильности : [коллективная монография] / Н. Д. Федотова, Я. М. Санникова, Д. М. Винокурова ; ответственный редактор В. Б. Игнатьева. - Якутск : Центр научно-технической информации ИГИиПМНС СО РАН, 2018. - 185 с.
8. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. - Москва. - URL: https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 02.03.2022-10.05.2022).
9. Шатуновский, В. Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатуновский, Е. А. Шатуновская //Вестник науки и образования. - 2020. - № 9-1(87). - С. 53-56.
10. Wasant Atisabda, Charuwan Kritpracha, Ophat Kaosaiyaporn, Amornpan Pattaro. Strategies for Distance Learning to Increase Academic Achievement of High School Students in Risk Area of the Southernmost of Thailand, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 174, 2015. - pp. 2384-2389. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.905.
11. Mehmet Baris Horzum, Ozlem Cakir, Structural Equation Modeling in Readiness, Willingness and Anxiety of Secondary School Students About the Distance Learning, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 47, 2012. - pp. 369-375. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.665.
Рецензия
Для цитирования:
Степанова М.А. Анализ цифровой и физической доступности общеобразовательных учреждений в труднодоступных и малонаселенных местностях на примере Республики Саха (Якутия). Арктика XXI век. 2022;(2):40-54. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.10.63.004
For citation:
Stepanova M.A. The analysis of digital and physical accessibility of educational institutions in remote and sparsely populated areas: the case of the Republic of Sakha (Yakutia). Arctic XXI Сentury. 2022;(2):40-54. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.10.63.004